Доступная среда
Термин «Доступная среда» в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: «Безбарьерной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация «Доступной среды» подразумевает оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Государственная социальная политика РФ по отношению к детям-инвалидам направлена на реализацию их права на полноценное образование, интеграцию в общество и участие в общественной жизни. Она реализуется посредством выполнения соответствующей государственной программы и законодательных актов, таких как Закон РФ «О социальной защите прав инвалидов», а также приказом Минобрнауки и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития, в которых чётко устанавливаются стандарты для обеспечения безбарьерного пространства для детей с особым статусом.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, «Доступная среда» в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Следует понимать, что для каждой категории детей с физическими проблемами имеются свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание МБОУ "Белореченская СОШ" |
Территория, прилегающая к зданию школы, доступна всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, так как вся территория асфальтирована. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата при входе в здание школы установлен пандус, автоматические раздвижные двери, на второй этаж младшего блока тоже установлен пандус, сделан ремонт пола и заменён линолеум на втором этаже старшего блока, для перехода в старший блок в столовой со стороны младшего блока тоже установлен пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (МБОУ "Белореченская СОШ") |
О специально оборудованных учебных кабинетах в МБОУ "Белореченская СОШ" | Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
В МБОУ «Белореченская СОШ» возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Специально предусмотренные и оборудованные учебные кабинеты отсутствуют. Для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья оборудован кабинет №7 со специализированным коррекционно-развивающим программным комплексом ЖЗ-001. Для детей с нарушением умственного развития оборудована сенсорная комната в кабинете психологической разгрузки. В ней установлено оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции в классах, реализующих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития. |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для оказания качественных образовательных услуг в соответствии с современными требованиями школа имеет необходимую техническую оснащенность. Учебно-материальная база МБОУ «Белореченская СОШ» достаточна для реализации инновационного педагогического процесса. Для проведения практических занятий в школе функционируют специализированные кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям. |
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивный зал оборудованный спортивными снарядами для занятий различными видами спорта (гимнастика, баскетбол, волейбол). При спортзале имеются раздевалки, туалет. Стадион с футбольным полем, беговой дорожкой, площадками для занятий баскетболом и легкой атлетикой. Гимнастический зал. Для занятий физкультурой и спортом в школе имеется не только 2 отдельных спортивных зала, но и хорошая материально-техническая база для выполнения в полном объёме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований, как в здании, так и на территории школы. |
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для детей с нарушением умственного развития оборудована сенсорная комната, в которой установлено следующее оборудование:
Также приобретён коррекционно-развивающий программный комплекс и набор для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти «Геоборд». Для детей с нарушением зрения приобретен многофункциональный портативный увеличитель. Для детей с нарушением слуха имеется электроакустическое оборудование индивидуального пользования для слухоречевой реабилитации и коррекции. Всё оборудование используется с 2012 года. Шульгина С.М. (учитель начальных классов) имеет специальное образование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Иркутский ИГПУ – учитель-олигофренопедагог). |
О специальных условиях питания | В школе организовано бесплатное двухразовое питание для детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация питания производится на основании федеральных и областных нормативных документов. 76 учащихся ежедневно получают горячее питание в виде завтрака и обеда. Дети, обучающиеся на дому, получают материальную компенсацию. |
О специальных условиях охраны здоровья |
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием. Все педагоги обучены по программе первой медицинской помощи. Организовано психилого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В МБОУ «Белореченская СОШ» возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Белореченская СОШ» и с федеральными образовательными платформами. Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке (с 08:30 до 17:30), для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ. 1. Школа подключена к сети Internet. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерных классах. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент-фильтрации. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается контент-фильтром. |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Кабинет №7 (кабинет для детей с ограниченными возможностями здоровья):
Кабинет психологической разгрузки: Оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции в классах, реализующих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития. |
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Объектов не имеем |
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Объектов не имеем |